Металлом, обладающим небесной символикой, в тюркской культуре является «күміс» — серебро. В отличие от золота, серебро считалось исключительно женским металлом, с одной стороны, семантически связанный с луной, лунным светом и женским началом, а с другой, маркером Низа, ночи, смерти. Золото-серебро в ряду бинарной оппозиции – солнечное/лунное, дневное/ночное, мужское/женское, оплодотворяющее/порождающее.
В мировой культуре серебро — металл эмоций и любви — чистый металл и своеобразный женский символ – мягкости, податливости, интуиции и мудрости, а также воплощение седины – старости, мудрости. Слово «серебро» часто встречается в текстах Авесты, где оно связано с ритуалом приготовления хаомы, очистительными обрядами и ассоциируется с понятием «блеск». Серебро — семантический указатель водной стихии.
Серебро излюбленный металл казахских зергеров, широкое использование которого связано с его очистительным, оберегающим и магическими свойствами. У казахов блеск и цвет этого металла ассоциировался с лунным светом, женским началом и считался благородным металлом, олицетворяющим священную небесную реку (Млечный Путь).
Он активный участник обрядов жизненного цикла. Ритуальное купание ребенка в 40 дней в воде с серебрянными кольцами и монетами сопровождается словами: «Баланың күні күмістей жарық болсын!» («Пусть дни ребенка будут светлыми, как серебро!»). Очистительные свойства серебра закреплено в выражении «алтын – сәндікке, күміс – тазалыққа» — «золото для красоты, серебро для чистоты». Серебряные украшения нивелируют нечистую женскую природу и освящают приготовленную ею пищу.
Особое почтение серебра у казахов отразилось в наречении имени: Күміс, Күмісай, Күмісбала и др. Серебро находится в ряду звукопоэтических предпочтений казахов, что демонстрирует устойчивое выражение «күмбірлеген күміс күй» — «серебристые звуки кюя», об искусном исполнителе казахи говорят: «күміс көмей, жез таңдай» — «серебряный голос, латунное нёбо».